Что делать, если у тренера разваливается группа или Три качества сильного тренера.

Начать мне хотелось бы вот с чего: сложные ситуации бывают у каждого тренера. Мы работаем не просто силой мысли, но силой собственной личности. И работаем мы не с механизмами, а с живыми людьми, которые сочетают в себе рациональное и иррациональное. А это означает такой многогранный и многослойный процесс, что научиться безупречно вести тренинг «раз и навсегда», невозможно. Новые люди приносят новые задачи. И новые открытия, конечно.
Всякий раз мы заходим в эту реку, понимая, что на новом тренинге даже тот материал, который «от зубов отскакивает», то, что было говорено много раз, в данном конкретном случае зазвучит по-своему. У новых людей могут быть непривычные нам реакции, новая для нас скорость усвоения теории и практики, свои ментальные, эмоциональные и даже телесные привычки. Концентрат этих особенностей легко заметить, проводя обучение в разных городах и странах, и ловя особый дух, присущий людям, живущим там.
Обратите внимание, что когда мы говорим о тренинговом процессе, мы употребляем термин «групповая динамика». Не статика, а именно динамика. То есть то, что движется, нарастает и падает, и нарастает, и падает. И так снова и снова, как морской прибой. Поэтому требовать от себя как от тренера каждосекундной безупречности - дело неблагодарное. Важнее другое. Вот об этом другом я и хочу поговорить.
Итак, берем ситуацию, когда на тренинге группу начинает штормить. Один или несколько участников выражают недовольство, непонимание, несогласие.
И тут возникает множество вопросов. Что является причиной подобных ситуаций? Как их профилактировать? Что в этом случае делать тренеру, как поступить?
Чтобы разом охватить самое существенное, предлагаю сосредоточиться на центральном вопросе. А именно, что делает тренера сильным тренером? То есть таким, который в состоянии провести тренинг в самых разных группах с самой разной динамикой, сохраняя экологичную конструктивную атмосферу обучения, поддерживая контакт с каждым, и где в итоге участники достигают поставленных целей.
Выделю три приоритетных критерия, определяющих для меня как тренера и супервизора понятие «сильный тренер».
Первое качество сильного тренера. Подготовленность.
В первую очередь я имею ввиду владение теорией, знание инструктажа к практикам и умение задавать коучинговые вопросы для анализа пройденного и сбора обратной связи.
Но не только. «Подготовленность» включает еще и знание системы, структуры, общей логики тренинга как той сложносочиненной дороги, которая проводит группу к ожидаемым результатам. Когда есть внутренняя ясность тренера, для чего дается на проработку та или иная тема, вместе с умением внятно объяснить структуру участникам.
Когда тренер собирает ожидания участников, выслушивает их, а затем может жонглировать разными фрагментами тренинга, давать что-то незапланированное без потери общего контекста, тогда он сохраняет связь с группой и реальными потребностями людей. В этом случае тренер может идти со скоростью группы, откликаться на вопросы и непонимание. Осознавая, что результат тренинга измеряется не тем, что прозвучало от тренера, а тем, что освоено и принято участниками.
Что тогда делать, если тренинг новый, сырой и как раз подготовка-то и страдает?
Всегда можно обкатать материал, проведя вебинар, мастер-класс или вставляя фрагменты своего нового тренинга в те программы, которые вы уже ведете и в которых отлично ориентируетесь.
Если и такой возможности нет, тогда подойдет тренировка дома или в машине с реальным проговариванием вслух тех или иных фрагментов тренинга.
Готовьтесь к тренингу. Это важно.
Ну а на случай, если непосредственно в процессе тренинга всплыли какие-то пробелы в вашей подготовке, поживей завершайте рассказывать то, в чем вы не уверены. А лучше совсем не начинайте. Когда человек рассказывает то, в чем сам плавает, мало шансов, что слушатели разберутся в материале.
Намного продуктивней задать себе вопрос: «Для решения какой задачи в тренинге я планирую дать участникам эту информацию или это упражнение?». Определив решаемую задачу, спросите себя о том, каким другим, знакомым вам на сегодня способом можно было бы ее решить.
Тренинг - по определению прикладная форма обучения. Поэтому некоторые теоретические выкладки, которую вы как тренер планировали дать, но забыли, могут носить вспомогательный характер. Например, когда информация используется как дополнительный убедитель, что стоит действовать именно так, а не иначе. Лучше в качестве такого рода аргументации сразу погружать группу в практику. Это имеет даже больший эффект для участников, потому что внутри практики они сами замечают разницу между не-использованием внедряемого алгоритма и его использованием.
Важно!
Смотрите шире, отдавайте себе отчет, что и для чего вы предлагаете людям. И если почва под ногами начинает хлюпать, или экстренно готовьтесь, или найдите, на что опереться в этой теме. Осознайте, как вы решаете обсуждаемую на тренинге задачу сами и как это делают известные вам успешные специалисты.
Второе качество сильного тренера. Смелость идти в свои страхи.
Интерактивное обучение наполнено вызовами. Тренера не скрывает трибуна, не охраняют регламенты «вопросы в специально отведенное время», он находится вместе с участниками в общем кругу. Он в прямом диалоге с группой, и открыт реакциям участников. Особенно чувствительным становится тренинговое поле после возникновения группового «мы». А именно, состояния сплоченности, объединенности и взаимного доверия. Казалось бы, на этом замечательном фоне только веди тренинг да радуйся. Все так. Но если один или несколько участников начинают выпадать из процесса на этапе, когда группа сплотилась, это становится значительно ощутимей для всех присутствующих.
Смелость идти в свои страхи дает тренеру внутреннюю силу, чтобы пойти навстречу этому участнику, причем с сохранением собственной тренерской роли, доверия себе как специалисту. Ведь также, как и капитан кораблю, тренингу нужен тренер.
Каждый тренер сам знает, чего он боится в той или иной ситуации. Кто-то боится поддерживать зрительный контакт с недовольными участниками, кто-то - задать вопрос о том, что беспокоит и чего бы хотелось, завести разговор тет-а-тет, кто-то - получить неудобный вопрос или реплику в свой адрес…
При этом всегда есть выбор пойти на поводу у страха. Но, как и в сказках, так и в жизни, этот выбор только усугубляет положение. Только смелость идти в свой страх дает тренеру истинную силу и… уверенность, как ни парадоксально это звучит. Сделав то, чего мы боимся, несмотря на страх, мы получаем мощный прилив энергии. Недаром по шкале сознания Дэвида Хокинса именно в состоянии смелости происходит перелом от деструктивных состояний к конструктивным. Иными словами, невозможно сделать что-то поистине созидательное, будучи в страхе.
Что же делать, если стало страшно? Если в самый неподходящий момент, прямо во время тренинга, возникло нересурсное состояние и растерянность?
Первый шаг - это вернуть себе внутреннюю силу, соединиться с ней.
Именно по внутренней силе, состоянию уверенности приходится основной удар, когда мы испытываем страх.
Почему возвращению личной силы так важно уделить внимание в первую очередь? Потому что экстренные действия во внутренней слабости, даже если это шаги навстречу проблемному участнику, не будут восприниматься адекватно. Оно и понятно. Вспомните, как это бывает в боевиках, когда какого-то антигероя «припирают к стенке», и он отдает оружие или подписывает какой-то документ. Несмотря на факт вроде бы правильного действия, такой его шаг не ценится как нечто позитивное и конструктивное. «Окраска» антигероя в глазах зрителей фильма не меняется. Это легко объяснить: из слабости делается то, что называется «вынужденная мера». А по-настоящему ценится и меняет отношение к происходящему только сделанное из внутренней силы.
Как же вернуть силу?
Для этого вы можете использовать любой способ, который для вас срабатывает. Например, памятуя звезду Милтона Эриксона, сказать себе:
«Я не знаю всех слоев смысла, почему именно так эта ситуация развернулась. В чем глубинная ценность всего происходящего для меня и моей группы. Но я знаю, что сделал(а) наилучший выбор из возможных в данный момент и поступил(а) наилучшим образом в данной ситуации».
Такого рода настройку делать очень полезно. Во-первых, потому, что она успокаивает внутреннего критика, который тормозит интеллектуальные и творческие процессы внутри нас. А, во-вторых, эта настройка - одна из составляющих коуч-позиции. Особого энергетического состояния, когда мы искренне, от всей души готовы поддерживать раскрытие уникальности других людей. «Звезда Милтона Эриксона» работает в обе стороны: и для себя, и для участника. Получается, выигрывают обе стороны.
В дополнение можно сделать медитативную технику. Например, почувствовать свое тело, заземлиться, переключая тем самым внимание от испуганной головы к большому мудрому телу.
А на внешнем плане, на уровне действий вы можете предложить группе такую тему или упражнение, которое у вас гарантированно получится, в котором вы чувствуете уверенность и драйв. Наплюйте на скрипт, на то, что стоит в программе. Особенно, если это новая тема или прямо сейчас в этой теме из-за нересурсного состояния у вас паззл не складывается в голове. Уберите это на потом. Сделайте что-то, в чем вы чувствуете себя уверенно прямо сейчас. Опыт успеха даст вам нарастание личностной силы. А группе значительно важней иметь ресурсного тренера, нежели выполнить какое-то упражнение, о котором они бы и не узнали, не дай его тренер.
То есть если вы как тренер попали в нересурсное состояние, первое, чему важно уделить внимание - накоплению личностной силы с поддержанием общего контекста обучения и контакта с людьми настолько, насколько хватает ваших ресурсов.
Шаг второй. Переворот сознания.
Когда вы «подзарядились» настолько, что у вас получается выходить в нейтральную или, говоря коучинговым языком, третью позицию восприятия, сделайте следующий шаг. А именно, понаблюдайте за человеком, с которым нарушен контакт, и прямо задайте себе вопрос: «За что я могу поблагодарить этого человека?».
Задавайте этот вопрос себе снова и снова. Скрипите мозгами и всеми эмоциями, чтобы заметить позитивное конструктивное влияние этого участника на вас и на групповой процесс. Внутренне в этот момент вы разворачиваетесь лицом к этому человеку.
Такая практика обладает поистине магической способностью менять вашу установку по отношению к участнику. Так вдруг вы обретаете способность увидеть в упрямце человека с глубоким запросом, продиктованным болезненным опытом. И осознаете, что пришел-то он с этим глубоким запросом… к вам! Или вдруг заметите в отстраненности экспертность, которая так важна для процесса обучения всей группы…
Этот второй шаг удивительный. Он выводит вас не только как тренера, но как личность, в более высокое состояние сознания. А когда это происходит, количество энергии и у вас, и у вашей группы нарастает.
Шаг третий. Диалог.
Вот теперь, когда вы в соединенности со своей силой, в доверии себе, и в контакте с каждым участником тренинга, можно начинать прямой диалог, проясняющий ситуацию.
Внимание! Проясняйте ситуацию из третьей позиции восприятия, удерживая цель тренинга и системный взгляд на обсуждаемую тему. Отвечайте не на реплики участников, а на страхи, из которых они вырастают. Чем более бунтарски звучат люди, тем больше там спрятано ограничений, продиктованных страхами. Что-то личностное задето внутри участников, что не дает им вести себя спокойно и доброжелательно.
Если проявляет сопротивление один конкретный человек, поговорите с ним наедине во время перерыва. Уточните его ожидания от обучения в целом и что для него актуально прямо сейчас. Будучи внутренне в поддержке участника, спросите, как он себя чувствует, и если негативно, то с чем он это связывает. Спросите, чем вы можете его поддержать как тренер на этом тренинге. В завершени